• /
  • /
— Я скорее бизнесмен, чем антиквар или куратор. До «Книжной полки» я работал директором по развитию реставрационной мастерской, а затем возглавил новый проект аукционного дома, который за три года вошёл в топ-5 московских аукционов. Основным бенефициаром бизнеса был Андрей Северилов — он же предложил мне заняться галереей современного искусства. Пространство уже было, оставалось наполнить его смыслом. Так вместе с Андреем Севериловым и Марианной Петренко мы и основали Elohovskiy Gallery.
— Конечно, не всё. Но есть планы, и они масштабные. Главное — мы остаёмся верны нашему принципу: интеграции музейного искусства и современного, популяризации одного через другое. Уже в сентябре участвуем в ярмарке Cosmoscow, рассматриваем коллаборации с парками.

Elohovskiy Art: от галереи к цифровой экосистеме

Elohovskiy Gallery, открывшаяся в октябре 2022 года на Елоховском проезде, всего за три года сумела зарекомендовать себя как площадка, где рождается и развивается язык российского современного искусства. Кураторы интегрировали высказывания художников в историческое пространство галереи, создавали межкультурный диалог, сопоставляли музейные экспонаты с новыми художественными практиками. В июне 2025 года команда объявила о трансформации проекта и переходе в онлайн — под брендом Elohovskiy Art. Как именно изменится формат и какие перспективы открываются перед российским арт-рынком в цифровую эпоху, мы обсудили с Андреем Яковлевым, директором и сооснователем галереи.

— Да, и это во многом заслуга партнёров: Бауманский сад, Департамент культурного наследия Москвы, ЦТИ «Фабрика», Дом культуры ГЭС-2, Архив музея архитектуры имени Щусева помогли организовать программы для художников. Лекторы — Дмитрий Французов, Александра Першеева, Роман Шалганов, Дарья Пыркина, Наталья Смолянская — читали лекции и проводили прогулки бесплатно, полностью вовлекая художников в пространство Басманного. Даже есть предварительная договорённость о выставке в саду им. Баумана в 2026 году.
— Безусловно. Но вектор меняется: Elohovskiy становится экосистемой. Мы не собираемся конкурировать с другими онлайн-проектами. У нас широкий пул художников, который мы расширяем, будет онлайн-журнал о художниках и программах, модернизированный аукцион, коллаборации, поп-ап проекты. Это не просто «онлайн-галерея» — это инфраструктура, в которой современное искусство развивается комплексно.
— Андрей, вы более шести лет работаете на антикварном рынке и возглавляли аукционный дом «Книжная полка». Как произошло ваше движение к современному искусству и когда это решение стало окончательным?
— С 2022 года галерея провела множество выставочных проектов. Но этим летом команда заявила о переходе в онлайн и создании платформы Elohovskiy Art. Удалось ли реализовать всё задуманное в физическом пространстве?
— Сейчас у вас проходит site-specific программа «Прямой контакт» по Басманному району. Получается, сотрудничество с городом и парками уже началось?
— Несмотря на закрытие офлайн-пространства, физическим выставкам всё же быть?
— В архиве платформы появится галерея «Пальто» Александра Петрелли. Как проходил отбор?
— Ваша платформа активно работает с молодыми художниками. Как формируется пул авторов?
— Как быть коллекционерам? Как выбрать «того самого» молодого автора и не ошибиться?
Обзор: Вера Кантор
— Отбор ещё идёт. У Петрелли обширное собрание, и процесс требует времени. Нам повезло: взаимодействие с ним было простым, ведь в Elohovskiy проходила его выставка «Балаган Пальто». К сентябрю мы разместим на сайте сильные позиции его коллекции.
— Художники присылают заявки, мы наблюдаем за ними на выставках. Мы открыты к диалогу. У меня один вкус, у коллег — другой, и в этом разнообразии рождается выбор. Нет жёсткой концепции: главное — живое искусство. Работы не будут висеть на платформе годами, обновления планируем каждые три-четыре месяца. Это мотивирует художников на создание нового.
— Проблема многих художников — отсутствие ярко выраженного стиля. Но мы видим тех, кто уже на пути: их мастерские дышат удовольствием от процесса. Мы всегда советуем коллекционерам: если произведение вызывает чувство прекрасного, а художник ещё не достиг пика — стоит вложиться. Через пару выставок стоимость работ вырастет многократно.
- И всё-таки, какой вы видите перспективу российского арт-рынка? Онлайн поможет или навредит?
— Онлайн поможет. Сегодня галерея воспринимается скорее как витрина, чем как место покупки. Прийти и сразу купить — редкость. А ещё слишком много декоративного искусства, созданного под интерьерные запросы. Онлайн способен структурировать рынок и вернуть акцент на идеи и концепты.
Elohovskiy Art — это не отказ от пространства, а расширение горизонтов. История галереи продолжается, но теперь её язык — цифровой. И, похоже, именно в этой тишине серверов и экранов рождается новая сила — тихая, но определяющая.