Москва отличается от других городов мира своей богатой культурной и архитектурной историей. Здесь можно увидеть здания, относящиеся к разным историческим периодам, начиная с XV века и до наших дней. Архитектура — одна из важных составляющих города, то, над чем мы ежедневно работаем, хотя, я бы сказал, что создаём нечто большее — среду обитания, качественную и самобытную, с высокими художественными ценностями. Москва является крупнейшим мегаполисом, важнейшим с точки зрения политического, экономического и культурного влияния. Важно, чтобы люди, живущие здесь, чувствовали себя комфортно — это и есть основная задача на будущее

Анастасия Кремлёва, главный редактор the axis, пообщалась с Александром Рытовым, который вот уже 20 лет является бессменным генеральным директором Stella Art Foundation

В 2003 году культурная сцена Москвы обрела новый важный элемент — фонд Stella Art. Фонд достаточно быстро трансформировался в значимую культурную институцию, которая активно занимается продвижением русского искусства на международной арене. Основатель фонда, Стелла Кесаева, привнесла в проект не только страсть к искусству, но и уникальную стратегию, которая позволила Stella Art стать не просто фондом, а важным культурным мостом между Россией и Западом. Создание фонда стало ответом на растущий интерес к русскому искусству и потребность в более глубоком и системном его представлении на международной арене
У меня нет особой привязанности к каким‑то районам. Мне нравятся разные районы — где я сейчас живу, и где вырос. Особенно приятно бывать в районах, где реализованы проекты с моим участием. Например, Бауманка, Зарядье или территория «ЗИЛ». Такие места вызывают гордость за проделанную работу

С 2008 года в Музее истории искусств Вены начались выставки-интервенции, на которых российские художники, такие как Игорь Макаревич, Елена Елагина, Борис Орлов демонстрировали свои работы в исторических залах музея

Значимым событием в биографии стала организация благотворительного аукциона современного российского искусства в аукционном доме Sotheby’s в 2006 году, который посетил тогдашний Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан и его супруга Нейн Аннан. В это время Форд активно взаимодействовал с такими знаковыми фигурами в мировом искусстве, как Роберт Сторр, арт-директор Венецианской биеннале 2007 года, Роджером Бюргелем, арт-директором Документа 12, Даниелем Бирнбаумом, арт-директором Венецианской Биеннале 2009, куратором Хансом Ульрихом Обристом и другими важнейшими участниками международного арт-процесса
Однако, Вена стала особенным местом для фонда. С 2008 года в Музее истории искусств Вены начались выставки-интервенции, на которых российские художники, такие как Игорь Макаревич, Елена Елагина, Борис Орлов демонстрировали свои работы в исторических залах музея. Эти проекты не только показали уникальность русского искусства, но и стали инструментом содержательного диалога между различными временами и культурами
Оценивая вклад Фонда и лично Стеллы Кесаевой в развитие российско-австрийских культурных связей, Президент Австрии, Хайнц Фишер, в 2011 г. наградил Стеллу Австрийским Крестом за вклад в науку и культуру. Особое внимание фонд уделяет образовательным и благотворительным аспектам своей работы. С начала 2000-х годов фонд активно поддерживает молодых художников через премии и проекты, такие как «Новая генерация» в рамках государственной премии «Инновация»
Наиболее значительным шагом в признании роли Фонда в развитии современного искусства в России и в мире стало назначение Стеллы Кесаевой, Президента Фонда, Комиссаром Павильона России на Биеннале современного искусства в Венеции на период с 2011 по 2015 годы. Это был яркий и очень успешный этап в истории Фонда, требующий отдельного рассказа
Ключевым элементом философии фонда является идея о том, что современное искусство должно быть доступно широкой аудитории. Этот подход стал основой многих проектов фонда, в том числе выставок и образовательных программ
Автор: Анастасия Кремлёва
Вопрос о том, как современное искусство взаимодействует с массовой культурой, также занимает важное место в деятельности фонда. Александр подчеркивает, что искусство эволюционирует и выходит за рамки традиционных канонов. Это взаимодействие с массовой культурой, по его мнению, отражает не только изменение самого искусства, но и его способность адаптироваться и реагировать на новые вызовы

Stella Art Foundation продолжает свою миссию, несмотря на изменившиеся условия. Его деятельность остаётся важной для культурного обмена и продвижения русского искусства, а связи с международными партнёрами и новые культурные инициативы поддерживают его активное присутствие на мировой культурной арене