Награда за лучший стенд досталась нижегородской галерее FUTURO с проектом SPAS BLANK Леонида Костина. Серия демонстрирует радикальный подход к сакральному искусству. Художник прошел полный цикл иконописного производства — доска, левкас, золото, пигменты, — но исключил узнаваемый образ, доведя работы до минималистичной основы. Результат интересен: объекты напоминают авангард, хотя их источник укоренен в древнерусской традиции. 
Нижний Новгород в этом году определенно взошёл на художественный пьедестал — звание «Художник года» получила тоже нижегородская арт-группа ПРОВМЫЗА (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Они создали трехчастное полотно «Семена», заявив объект как исследование «перформативной скульптуры». Центральный образ — дети, привязанные корнями к природе-матери и объединенные коллективной связью. В мудборде проекта — короткометражки Арунаса Жебрюнаса «Смерть и вишнёвое дерево» и Герца Франка «Старше на 10 минут». Интересна и дальнейшая жизнь победителя — «Семена» были созданы при поддержке бренда Ushatava и вскоре обещают оказаться в их новом бутике на Петровке. 

Итоги Cosmoscow 2025

Тринадцатая ярмарка современного искусства Cosmoscow заняла рекордные 15 840 квадратных метров «Тимирязев Центра», разместившись на двух этажах. 100 галерейных и 20 партнерских стендов, 12 некоммерческих проектов, специальная индийская и персидская секции — масштаб впечатляет, для вдумчивого просмотра не хватало и двух часов..

Но не все награды забрал Нижний — «Музеем года» стал красноярский Музейный центр «Площадь Мира», представивший абстракции Виктора Сачивко и концептуальные работы Игоря Тишина. А звание «Институции года» забрала ЦТИ «Фабрика» за проект «Система сохранения» — деревянный стеллаж из 36 ячеек с работами художников. Получившийся ансамбль личных историй проявил коллективный портрет через предметы и воспоминания. Премию «Коллекционер года» получила Наталия Опалева, владелица коллекции более 3500 работ шестидесятников и современных художников. 
Что касается выборки редакции — ниже расскажем о стендах, запомнившихся лично нам. Именно о них хочется вспоминать в течение года и следить за деятельностью художников.
Стенд «Бесконечно светлое» галереи ARTZIP был одним из самых эмоционально насыщенных в пространстве ярмарки. Художница Настя Миро поиграла с темой невоплощенной советской мечты и представила на стенде картины с изображенными старыми квартирами и комнатами арктических посёлков. Главный мотив стенда — юла, появляющаяся на каждой картине. Она также воплощена в виде механической инсталляции в центре зала — гипнотическая, бесконечно вращающаяся игрушка. Дополняет замысел художницы судовой телефон STA 1−3/А, привезенный с атомного ледокола «Ленин» — подняв трубку, зритель слышит детское стихотворение в исполнении бабушки художницы: «Ты загадывай желанье, рядом стой, шепчи слова./ Не пустые — воплотятся, пока крутится юла».
Женя Миронов на стенде галереи «Глаз» воплотил поэзию промышленных руин, создав персональный проект НИИ «Оптики сознания». Это серия преломляющихся в зависимости от угла зрения фотографий, помещенных в круглые оптические стекла. На них изображены листья, ветки, звери и оттиски среды — в качестве памяти о заброшенных паровозах, которые когда-то сошли с путей и слились с природой. «У паровозика вместо глаз были фары», — поясняет художник, отсылая к мультфильму «Паровозик из Ромашково». Эта детская метафора кардинально меняет восприятие индустриальных останков — они перестают быть символами упадка и становятся персонажами меланхолической сказки о том, как душа машин раскрывается в уединении с природой.
Обзор: Вера Кантор
На стенде галереи Shift были исследованы разные аспекты медийной реальности. Тим Парщиков в серии «I'M NOT A ROBOT» превратил раздражающие капчи в экзистенциальные объекты, подталкивающие зрителей к размышлению: если мы доверяем нейросетям решение сложных жизненных проблем, то где проходит граница объективности наших собственных ответов?
Дуэт «Электробутик» (Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев) представил «no-brain art» — работу «Я так вижу!» в виде вычурных очков, в которых отображаается стоящий напротив зритель. Пионеры российского медиаискусства довели до эффектного абсурда медийное безумие. 
Самым ярким дебютантом ярмарки стал арт-проект Fuck Work. Художник Кирилл Бурыгин, собравший стенд, создал импровизированный номер розового придорожного отеля с гигантской кроватью в центре. На этой кровати, кстати, в день предпоказа в обнимку с дочкой Мишей лежал Кирилл — таким образом, встречая гостей. Картины Бурыгина — абсурдистские холсты со сценками из жизни персонажей каламбур-вселенной художника: привидения, пьющие в баре, фигуры на хот-доге, курящие лошади. Первой выставке в жизни проекта Fuck Work едва исполнилась неделя — но ребята уже очаровали аудиторию Cosmoscow и предложили смелую альтернативу серьезному искусству: «Наша цель — показать, что искусство может быть смешным, странным, абсурдным и свободным от рынка, моды, коммерческой цензуры и привычной арт-сцены». Команда слушает музыку 60−70-х (на стенде звучали песни Sixto Rodriguez), наслаждается примитивистской эстетикой и рвет шаблоны — между прочим, на главной коммерческой ярмарке страны.
Итак, фиксируем Cosmoscow 2025: деконструкция сакрального и мифологического, игра с «низкими» жанрами, исследование памяти и вызов цифровизации.