Новая экономика страсти: как частное коллекционирование меняет российскую культуру
Российское коллекционирование переживает период трансформации. То, что еще недавно было уделом избранных энтузиастов, сегодня превращается в систему культурных институций, способных конкурировать с государственными музеями. Собиратели искусства больше не довольствуются ролью хранителей — они становятся архитекторами нового культурного ландшафта.
Эволюция отечественного коллекционирования отражает более широкие изменения арт рынка. Если раньше собиратель был фигурой сугубо приватной, то сегодня владельцы значительных художественных собраний все чаще принимают решение о публичном представлении своих коллекций. Механизм этого процесса стал более изощренным: создаются специальные фонды, которым передается управление собранием, что позволяет профессионализировать работу с произведениями искусства и обеспечить их доступность для широкой аудитории.
Институциональный поворот
Изменились и критерии отбора. Современные коллекционеры демонстрируют более взыскательный подход к качеству приобретаемых работ. Качество побеждает количество, — и формируется более зрелый арт-рынок. Парадоксально, но растущая открытость частных коллекций сочетается с непрозрачностью самого рынка. Большинство сделок остается конфиденциальными, что делает невозможной точную оценку масштабов частного коллекционирования в стране. Эта закрытость — не только следствие коммерческой этики, но и отражение особого статуса искусства как ценного товара.
Знаковым событием последних лет стало появление фонда «Новые коллекционеры», созданного в 2023 году. Инициатива направлена на создание профессионального сообщества и обеспечение системной поддержки коллекционеров. Марина Лошак, сооснователь фонда, сформулировала его необходимость через обозначение миссии коллекционера — быть проводником между эпохами: «Он сохраняет наследие прошлого и актуализирует его в настоящем, способен заглянуть в будущее, поддерживая художников своего времени, и обозначает вектор развития искусства на годы вперед».
Показательным примером трансформации частного собрания в публичную институцию служит проект Давида Якобашвили. Осознав, что масштабное собрание требует специального пространства, коллекционер принял решение создать музейный комплекс «Собрание» в центре Москвы. Принципиальная позиция Якобашвили — полная бесплатность посещения музея для всех категорий посетителей. Коллекция насчитывает более 20 000 экспонатов, хотя в постоянной экспозиции представлено около 3000 предметов: самоиграющие инструменты, органы и фонографы, художественный металл и стекло, живопись, графика и антиквариат.
Галерея каслинского литья в Москве представляет другую модель работы с частным собранием. Созданная в 2017 году на основе коллекции художественного чугунного литья, она функционирует как закрытая по посещаемости институция, ориентированная на исследовательскую деятельность. Владелец с 1990-х годов ставил целью собрать максимально полный дореволюционный ассортимент изделий Каслинского завода.
Поскольку деятельность Биеннале частных коллекций только началась — мы ждём в Москве и регионах новые исследовательские и выставочные проекты. Например, радует сотрудничество с Сетью архивов российского искусства RAAN (Russian Art Archive Network), проектом Музея современного искусства «Гараж», направленное на системную работу с документальным наследием российских художников и историей художественной жизни.
Частное коллекционирование приобретает характер культурной политики, реализуемой в продуктивном диалоге с государственными институциями. Современное российское коллекционирование демонстрирует зрелость и готовность взять на себя часть ответственности за сохранение и развитие культурного наследия.
Портреты нового поколения
Фонд работает по нескольким направлениям: создание горизонтальных связей между коллекционерами, просветительская деятельность и системная поддержка частных культурных инициатив. Особое внимание уделяется формированию экспертного сообщества, способного профессионально оценивать и контекстуализировать частные собрания в общем культурном процессе.
Символическим началом Биеннале частных коллекций стала выставка «Обменник» в московском отеле «Рихтер», где коллекционеры временно обменялись произведениями из своих собраний. Эксперимент прозвали «культурным Tinder» за то, что он продемонстрировал готовность собирателей к новым формам взаимодействия и горизонтальному сотрудничеству.
Сооснователи фонда «Новые коллекционеры» Антон Козлов и Екатерина Лапшина представляют как раз-таки новое поколение российских коллекционеров.
Антон Козлов начал формировать коллекцию весной 2019 года, выстраивая ее как систематическое историческое исследование развития российского современного искусства от 1957 года до наших дней. Его собрание охватывает ключевые направления послевоенного периода: абстракцию, кинетическое искусство и оп-арт, метафизическое искусство, московский концептуализм, соц арт. А также самое молодое искусство 2010−2020-х годов.
Биеннале организована по принципу децентрализованной сети: каждый участвующий институт — галерея, культурный фонд, центр искусства или частный музей — представляет выставочный, издательский или просветительский проект, посвященный конкретному коллекционеру. Самая неочевидная, но светлая цель Биеннале — исследовать механизмы влияния коллекционеров на развитие художественной жизни регионов и помочь региональным коллекциям развиться.
Практическим воплощением этой философии стала первая Биеннале частных коллекций, стартовавшая в июне 2025 года. Проект, охватывающий 100 коллекционеров, 40 выставок и 12 городов, представляет собой беспрецедентную по масштабу попытку картографирования частного коллекционирования в России.
В ноябре 2024 года в арт-галерее Ельцин-центра в Екатеринбурге открылась первая выставка из коллекции Козлова — «Двадцать один длинный, один короткий». Выставка буквально распахнула двери коллекции Антона Козлова и продемонстрировала его готовность к публичному представлению собрания.
Екатерина Лапшина начала собирать современное искусство около десяти лет назад на ярмарке Cosmoscow, постепенно специализируясь на искусстве новых медиа. Ее интерес к видеоарту развивался параллельно с бизнес-проектами в области кино: через онлайн- кинотеатр ОККО она реализовывала идею соединения кинематографа и современного искусства. Ядром ее собственной коллекции стал видеоарт.
Частные коллекции формируют альтернативную музейную сеть, особенно заметную в регионах. Музей-мастерская фортепиано Алексея Ставицкого в Рыбинске, ЦСИ «Сияние» в Апатитах, «Стрит-арт хранение» в Санкт-Петербурге, Музей Андеграунда в Екатеринбурге — эти институции постоянно создают новые выставки, открывая зрителям завесы коллекций.