Однако современное искусство превратилось в крайне насыщенное и интенсивное поле, где конкуренция достигает предельных значений. Тысячи заявок на каждый опен-колл, сотни проектов на один грант, десятки кандидатов на место в резиденции — эта динамика открывает двери только для действительно современного, технологичного и концептуально уникального искусства. Какие медиумы совриска наиболее актуальны и что ждёт арт-рынок в ближайшем будущем — разбираем в этой статье.
Новые арт-феномены: нейросети, NFT и галереи будущего
Интенсивно развивающийся международный арт-рынок сегодня структурирован вокруг пяти главных сфер размещения и продвижения искусства. Это выставки в физических арт пространствах, ярмарки, резиденции, фестивали и онлайн-галереи. Можно сказать, что арт рынок практически приблизился к идее инклюзивного капитализма — каждая из платформ укрепляет свои позиции благодаря системе открытых опен-коллов, демократизируя доступ художников к профессиональному сообществу. Молодые художники получают возможность заявить о себе без необходимости иметь галерейное представительство или связи в арт-среде.
Как ни парадоксально, всё современное искусство выросло из хорошо изученных школ. Например, перформанс, который сегодня поражает революционными высказываниями, на самом деле развился из футуристических экспериментов начала XX века — от манифестов Маринетти до дадаистских акций в цюрихском «Кабаре Вольтер». Или поп-арт Уорхола и Лихтенштейна — именно он заложил методологию работы с медиа, ключевого мотора искусства сегодня. Даже сайнс-арт берёт корни из междисциплинарных экспериментов 1960-х, тогда американская группа «Experiments in Art and Technology» решила объединить инженерный и художественный промыслы.
Современные художники располагают огромным доступом к наработанной базе, которую можно бесконечно интерпретировать и развивать. Главным толчком для шага в будущее стало, конечно же, технологическое развитие, открывшее новые медиумы. Если еще пару лет назад художники использовали нейросети как вспомогательный элемент, то сегодня генеративное искусство стало полноценным медиумом. Каждый месяц во всем мире проходят фестивали и конференции на тему искусства и нейросетей, проводятся дискуссии о природе творчества и возможности машинного разума превзойти человеческий мозг. Современные ИИ-художники работают в направлениях видео- и саундарта, создают технологические инсталляции и интерактивные перформансы.
«Генеративное риалтайм искусство в сочетании с нейроинтерфейсами, которые считывают ЭЭГ с мозга, открывает совершенно новые возможности в искусстве и спектр для исследований. Я думаю, с развитием самого ИИ появятся и новые медиумы. Он всё больше будет скрещиваться со всеми возможными видами человеческой деятельности, и этот синтез предоставит новые возможности для искусства. Придет время, когда и спектакли смогут быть полностью поставлены и сыграны с помощью нейросетей. А потом и сам ИИ придумает новые формы искусства. Но пока в моей работе часто возникают проблемы. Например, нужно дорабатывать качество генераций. Или И И не понимает, что такое танец. Он многое цензурирует и, я, например, практически ничего не могу сгенерировать для своего бренда нижнего белья. Мне интересен феномен того, что мы находимся в процессе перехода в пост-антроцентричный период. В контексте искусства человек становится соавтором. Если говорить о возможных проблемах, я уверена, что потеря гордыни для многих станет угрозой, — ведь для человека это способ балансировать в отношениях с собой. Мне очень интересно творить и работать с ИИ в этом переходном периоде, в смещении масштабных пластов смыслов. Я бы сказала, что работа с ИИ — это игра, с ним интересно дружить. Он учит мыслить шире, быть креативнее, тренирует. Для меня это такой инопланетянин, к которому я ищу подходы, способы взаимодействия, экспериментирую с ним и постигаю через него себя».
Ася Муравьёва, ИИ-художница.
Сегодня без нейросетей не обойдется и сайнс-арт. Современные художники работают с биотехнологиями, исследуют квантовую физику и используют нейронауки для создания инсталляций, реагирующих на мозговую активность зрителей. Например, финская художница Йенна Сутела интегрирует искусственный интеллект в свою практику — ее альбом «nimiia vibié» соединяет взаимодействие нейронных сетей, звуков предполагаемого марсианского языка и микроскопических съемок экстремофильных космических бактерий. Также она создает звуковые композиции из молекулярных структур нейротрансмиттеров, превращая химические вибрации окситоцина в музыку.
На фоне цифрового взлёта феномен NFT и онлайн-продаж кардинально изменил рынок искусства, решив фундаментальную проблему поиска клиентов и продавцов. Блокчейн технологии позволили придать произведениям статус виртуальной редкости, парадоксальным образом возвратив им ауру, которую механическое воспроизведение могло уничтожить навсегда. Художники получили возможность монетизировать цифровые работы, создавая новую экономику искусства.
Открываются возможности для создания децентрализованных автономных галерей. Смарт контракты могут автоматически распределять доходы от продаж между художниками, кураторами и галереями, создавать временные выставки на основе заданных параметров, даже «размножать» произведения в зависимости от их популярности. Система отношений между художником, произведением и зрителем сейчас вообще на этапе глобальной реновации — адаптируются даже статусные физические ярмарки. Например, российская ярмарка Blazar включила на сайт секцию цифрового искусства, представив для продаж видеоарт-работы, видеоинсталляции и цифровые картины.
Настоящую революцию совершают не только цифровые галереи, но и новейшие физические галереи. Например, платформа Acute Art используют дополненную реальность для создания выставок, которые существуют одновременно в физическом и цифровом пространствах, освобождая искусство от географических и архитектурных ограничений.
Искусство освобождается от материальных ограничений и входит в эпоху неограниченных возможностей. Будущее, вероятно, будет определяться не столько отдельными технологическими прорывами, сколько конвергенцией различных подходов и медиумов. Искусство станет еще более междисциплинарным, интерактивным и интегрированным в повседневную жизнь. Оно будет развиваться теми же путями, что и всегда, но теперь с беспрецедентным арсеналом инструментов для поиска ответов.
Один из новейших медиумов, фиджитал-арт, объединяет физические и цифровые элементы. Художники создают гибридные произведения, существующие одновременно в реальном и виртуальном пространствах. Они интегрируют дополненную реальность в скульптуры, используют сенсоры для создания интерактивных картин, работают с голограммами и проекционным маппингом.
В наше время границы между областями начинают размываться, на таких взаимопроникновениях и возникает новая реальность. Для меня красота математики — это та же самая красота искусства и между ними нет разницы, ведь на уровне абстракций это одна и та же категория. В корне подход художников остался прежним, но в эпоху постцифровизации пришли другие технологии: ИИ, квантовые вычисления, нанотехнологии. Современный художник должен разбираться во всех этих вопросах, чтобы адекватно осмысливать мир, в котором мы живем. Например, последние данные с телескопов поставили под сомнение большое количество теорий об устройстве Вселенной, и на их основе выдвинуты новые теории. Эти новости, безусловно, требуют художественного взгляда. Художник пропускает их через себя и через свое творчество, в яркой форме донося актуальные идеи, вызовы и вопросы до людей. Поэтому я вижу огромное будущее в сайнс-арте — именно в коллаборациях художников, биологов, ученых и инженеров рождается устойчивое будущее.
Вероника Треумова, сайнс-арт художница.